Новости

18 июня 2017 — Новости
"Родные символы России"

12 июня самый молодой и самый торжественный национальный праздник - День России. Эта особенная дата для всего русского народа,  день гордости за Российскую Федерацию.

В районном межшкольном историко – краеведческом музее МБУ «Ермаковский информационно – методический центр»  завершилась работа по  сетевому образовательному проекту «Родные символы России». Новизна данного проекта заключается в том, что в проектную творческую группу  вошли юные экскурсоводы – финалисты краевого фестиваля школьных музеев. Это юные экскурсоводы районного музея, учащиеся  МБОУ «Ермаковская СОШ№2», юные экскурсоводы и руководитель школьного музея Ольга Анатольевна Карташева МБОУ «Разъезженская  СОШ», педагог высшей квалификационной  категории Марина Николаевна Юндерман КГКУ «Ермаковский детский дом», руководитель проекта Раиса Николаевна Мазная.  Важнейшей составной частью сетевого проекта  является  формирование патриотизма и гражданственности у школьников района.

 В рамках проекта в течение трёх дней, с 5 – 7 июня в музее проводились интерактивные   экскурсии,  где  ребята  много узнали о неофициальных  символах нашего государства. Каждая новая  встреча  со школьниками образовательных учреждений  района начиналась  на летней веранде,  украшенной воздушными шарами в цвете триколора с песни «Величальная», которую акапельно исполняли девочки  Разъезженской школы  в русских народных костюмах, руководитель Лариса Фёдоровна Захарова.     

 В экспозиционном зале музея звучала красивая музыка,  экскурсоводы открывали  интерактивную экскурсию  с одного замечательного слова -  РОДИНА и рассуждали с детьми  о том, что они понимают  под  этим  словом.  Много говорили о нашей Родине, о её красоте и мощи, о том, что  главная песня – гимн, герб, флаг особые  символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Но государственные символы есть у каждой страны. А вот,  что еще отличает нашу страну от других государств?   Об этом и  повели разговор  юные экскурсоводы с юными посетителями музея  МБОУ «Ермаковская СОШ №1», МБОУ «Ермаковская СОШ №2», МБОУ «Разъезженская  СОШ», «Мигнинская СОШ», «Новоозёрновская ООШ»,  Центр социальной помощи  семье и детям «Ермаковский». Каждая делегация   составляла не более  двадцати  человек.  За три дня участниками проекта «Родные символы России» стало 120 человек.

Помимо традиционных символов  каждая страна имеет свои  национальные символы, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. Такие символы не в меньшей, а зачастую и в большей степени формируют представление о государстве. Например, если мы видим кенгуру, то сразу думаем об Австралии, если Эйфелеву башню – о Франции. Это и есть неофициальные символы стран. А если мы увидим  берёзку, то подумаем только о России.  Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Россию называют краем белоствольных берез. Юные экскурсоводы Владимир Гольцев и Софья Грецких рассказали ребятам  об удивительной  судьбе русской березки. Арина Гольцева, учащаяся 1 класса Ермаковской школы №2  прочла прекрасное стихотворение о русских берёзах, которое заканчивается словами:

Право, для меня они, как люди, по судьбе и совести родня.

И России у меня не будет, если их отнимут у меня…

С гордостью  экскурсоводы говорили о том, что   русский народ, очень гостеприимный. А гостей у нас, на Руси, с давних времен и по сей день встречают хлебом – солью. Под звуки  колокольного звона экскурсоводы в русских костюмах Алина Степанова и Ксения Писарева, учащиеся Разъезженской школы  выносили на рушнике русский каравай. Колокольный звон, как уникальное и неповторимое искусство являлся визитной карточкой России. В старину говаривали: «Хлеба с солью покушать да красного звона  послушать».

А о том, что не всех встречали на Руси хлебом – солью  рассказали Анастасия Тупицына и Денис Шувалов. Кто приходил к нам со злом да с мечом, того мечом и встречали. На  своём историческом пути наша Русь, Россия  много вынесла. Было много испытаний, много войн, но русские люди всегда находили в себе силы и побеждали. Откуда же они эти силы брали? – задавались вопросом ребята, а ведь ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её. Отстояли Родину, мир на земле и в Великой Отечественной войне.   Ребята  узнали  много  нового  и  интересного  о неофициальных символах России: о русском каравае, русской берёзке, русском самоваре -  символе гостеприимного дома,  о самом популярном  русском сувенире – матрёшке, ведь  уже как-то трудно представить Россию без этой деревянной куклы. Трудно представить Россию и без музыкального инструмента балалайки, трехструнная простушка с давних времён признана символом русской музыки в России. В уголке русской старины историко  - краеведческого музея хранится балалайка подаренная участником Великой Отечественной войны Николаем Степановичем Тахтуевым,  ребята  с удовольствием прослушали её звучание.  Дети были очень увлечены интерактивной экскурсией, так как рассказы сопровождались музыкой (ответственный – юный экскурсовод Дмитрий Сычёв), удивительными видеороликами, песнями, загадками, народными приметами. Захватывающая, познавательная беседа получилась о прекрасном цветке – ромашке. Трудно найти русского человека, который бы никогда не слышал о ромашке. Этот цветок кажется самым «славянским» на свете – его форма столь же проста, непринужденная, как  манера общения русского человека. В старину красны молодцы дарили красным девицам букеты из полевых ромашек. А девицы гадали на ромашках, отрывая один  за другим лепестки приговаривая: «Любит, не любит», и тогда становилось ясно, когда отрывался последний лепесток.  О том, как гадали на ромашке, спела Арина Гольцева в своей замечательной детской  песне «Ромашка» - руководитель Татьяна Анатольевна Попова. 

Мастер – класс по изготовлению  ромашки провела педагог высшей категории Марина Николаевна Юндерман. Под её руководством ребята научились изготавливать уникальную скромную ромашку из бумаги. Мастер класс был  грамотно составлен, сопровождён очень подробными пошаговыми инструкциями. Ромашка, которую дети  изготовили с  нежностью из простой бумаги, получилась  шедевром.  Великолепная  чудо – ромашка   радовала глаз и дарила всем участникам проекта  частичку тепла. От  проведения мастер – класса в восторге были и педагоги и дети. Марина Николаевна   настолько  умело и профессионально посвятила всех в изготовление очаровательных цветов, что в принципе не сложно  и  повторить изготовление ромашки дома,  научить своих  сестёр, братьев, друзей и родителей изготовить ромашку – символ России к любому празднику.

Параллельно проходил ещё один мастер – класс по плетению косичек, так как  на Руси с давних времен символом девичьей красоты была коса. Она считалась источником жизненных сил. Девушки заплетали волосы в одну трёхлучевую косу. Коса располагалась строго вдоль позвоночника. Считалось, что все светлые энергии через волосы войдут в позвоночник и дадут особую жизненную силу.  Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным.  Коса является символом русской красоты, не зависящим от времени.

Косы  вернулись и  в наш 21 век, но только уже  в неожиданном исполнении.

Каких только сейчас  не плетут косичек  девочки. С теми, кто пожелал заплести  себе оригинальные косички, работала юная  мастерица по плетению косичек Анастасия Гайтерова.  Желающих оказалось много не только заплестись, но и научиться  плести косы в необычном исполнении.

Нет никакого сомнения в том, что в результате  проекта у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем у школьников любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.  

Проектная  творческая группа  успешно реализовала образовательный сетевой проект.  Гости оставили  в книге «Импульс  чувств»  добрые и прекрасные слова благодарности за  проведённую интерактивную экскурсию. 

Спасибо всем, кто принял участие в сетевом  образовательном  проекте «Родные символы России».

 

Раиса Мазная - методист районного межшкольного историко – краеведческого музея МБУ «Ермаковский информационно – методический центр» 

Другие записи